Кресто-Воздвиженский храм г. Винницы | Школа – сад Св. Николая

История храма

В пору своего детства человечество в лице Авраама впервые встречало Своего Создателя под видом трех Ангелов в шатрах у Мамрийского дуба. Юность человечества озарилась появлением на арене истории титана духа Боговидца Моисея, создавшего первую скинию Завета – прообраз грядущего храма Божия.

Зрелость человечества отмечена построением Премудрым Соломоном, сыном Давидовым, – самым счастливым царем на земле –первого храма Богу Живому, «и слава Господня вниде во храм»(Иез. 43:4). Кому же все-таки нужен храм?

Храм нужен не Богу, Которого Престол есть небо и земля – подножие, и Которого Вселенная не вмещает. Храм нужен человеку для прибежища к Богу, для устранения от суеты, в которой чувство присутствия Бога утрачено. Особенно нужен человеку храм Божий, во-первых, в час благоговения для принесения славы Богу; во-вторых, в час радости для принесения благодарения Творцу, Промыслителю, Спасителю; в-третьих. в час душевной скорби для излияния души перед Богом, Который явил Себя в имени Утешителя. Сам пророк и псалмопевец Давид именует храм Божий прибежищем для бедствующих и печальних, крепкою оградою безопасности, сокровищницею благодатного утешения, где благословенне Бога Отца осеняет, свет Сына Божия просвещает, крыло Святого Духа покрывает ныне и присно всякую душу человека, входящего во святилище с верою и любовью к Богу, с молитвою и упованием на Него, с признанием своей немощи и греховности, с желанием Благодати Его для исполнения заповедей Его.

Христианство есть высший возраст человечества, возраст свободы. Православный Храм Божий – «небоподобное жилище Божие, святилище таинств, прорицалище Слова Божия, лествица, достигающая до небес для восхождения молитв веры к Престолу Всевышнего» – по определению св. митрополита Филарета (Дроздова) (Избранные труды,письма,воспоминания.с.292).

Храм – место невидимого присутствия Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистой Матери с сердцем, преисполненным любовью ко всем нам.

Храм – это окно в духовный мир со ангелами и святыми, откуда зливаються на человека потоки все исцеляющей благодати.

Храм – это Древо Жизни, Источник Бессмертия, тот живительный «хлеб насущный», который гораздо ценнее земного хлеба.

Храм – это лечебница, обладающая врачебной и спасительной силой. Храм – это школа, училище благочестия, в котором человек познает учение Христово не на словах, а на уроках, предоставляемых самою жизнью.

Храм – неотъемлемая часть души человека, а человек – неотъемлемая часть святого храма. Каждый храм, сооруженный на земле, как гвоздик, вбитый в Архитектурное Сооружение Домостроительства Божия в грандиозном деле спасения рода человеческого от греха и смерти.

1993 год. Уже отпраздновала Святая Русь Тысячелетие со дня Крещения своего святым великим князем Владимиром. По всей земле возрастают белокаменные стены храмов, умножаються святые алтари, созывают души благовестом колокольни, блистают золотые главы куполов, украшенные победоносными крестами. Паства Божия возгорелась духом к вере, к молитве, к доброделанию. Измученные в духовной пустыне , люди потянулись в Церковь.

Но как можно поместиться винничанам в трех храмах города? Ведь богослужение тогда осуществлялось только в кафедральном Преображенском соборе, в храме Рождества Пресвятой Богородицы на Пятничанах и в храме св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова на Винницких хуторах. А Вишенка – самый многолюдный район города Винницы. И – ни одного храма!

Твори, Господь, Свою Святую Волю! Ведь написано в Священном Писании: «Аще Господь не созиждет храм, всуе трудишася зиждущии». Кого же изберет Господь орудием Своего Промысла?

Участие Божие в нашей личной жизни мы именуем Промыслом. Божий Промысел вовсе не подобен языческому року, фатуму, судьбе. В некоторые решительные моменты человек действительно с а м выбирает из представляющегося возможным. Когда перед человеком открываются различные пути, то нормально, если он двинется к единственно искомому им Благу. Выбор человека неизбежно будет связан с готовностью на жертвы. В таких случаях особенно ярко проявляется духовная свобода человека. При всяком выборе все же неизбежны страдания и жертвы. И когда человек избирает волю Божию, то всякая жертва уподобляет его Христу:»Отче, о если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Но не Моя воля, а Твоя да будет»(Лк.22,42).

Жребий храмостроительства выпал на долю протоиерея Николая Давидовского (случайно ли созвучие с «сыном Давидовым»?). Он в 1993 г. был настоятелем кафедрального Преображенского собора. Тогда же 23 марта 1993 г. перед самой Крестопоклонной седмицей Великого Поста была зарегистрирована новая православная община, целью которой было воздвижение храма. Приходила ли отцу Николаю мысль в те дни, что очень скоро неисповедимыми судьбами Божиими именно он станет во главе «малого стада» на Вишенке, чтобы возложить на себя непосильное бремя многолетнего сооружения грандиозного храмового комплекса, который станет православным центром не только для христиан Вишенки. но и для Винницы и всей Винницкой области?

Место будущего храма определил Сам Господь и известил через смиренную рабу Божию Елену. По смерти своей она оставила воспоминания о видении на Вишенском пустыре: «…храм явился как видение лет 20 назад (записано в 2005 г.).Когда провели троллейбус на Вишенку, ехала я со своим мужем домой из Пятничанского собора, и слева над домами я увидела три большие церкви с голубыми куполами, на которых сияли золотые звезды. «Какие красивые церкви, где же я?»- и сразу поняла, что это видение,значит, быть здесь церкви».

9 мая 1993 год. Праздник Победы скромно дожидался от государственных мужей решения: быть ему или не быть? Но весеннее убранство цветущих абрикос и вишен придало недостающей торжественности городским улицам, приподняло настроение приунылых граждан. Кое-где встречались предоставленные самим себе ветераны с грустными гвоздиками в руках. Дачники спешили на свои приусадебные участки, приговаривая. что «весенний день год кормит». Кто-то отсыпался в законный выходной, кто-то усаживался за праздничным столом, кто-то смотрел на мир глазами телеведущих.

В то же время возле кинотеатра «Мир» происходило важнейшее событие в масштабах города, Церкви Христовой … и целой Вселенной. Достойно удивления, что великое и святое – незаметно для глаз обывателя. Святыня и обыватель сосуществуют, никогда не пересекаясь. Почему? Поточу что интересы обывателя находятся в горизонтальной плоскости (по- славянски «долу» – в долине), а святыня обретается в плоскости вертикальной (по-славянски – «горе» – вверху). Совершенно определенно, следуя сему духовному закону, главное событие майского дня прошло для горожан почти незаметно и почти безвестно. На пустыре, что возле кинотеатра «Мир», появилась небольшая группа людей. Во главе их шествовал священник отец Виктор (Синица) (теперь игумен Донат). Что привело их на пустырь? Из рассказа А. Герасименко: «Не скрываясь, но и без лишнего шума они стояли на пустыре, создав компактную группу. Тихо заработала лопата. В выкопанную яму водрузили небольшой деревянный крест. Крест твердо стал на грунт. Снова заработала лопата, засыпая основание креста землей. Землю вокруг креста хорошо утрамбовали. Крест (вспоминается невольно райское Древо Жизни) был. как надежный саженец, который должен вырасти в храм. Как дерево начинается с зернышка, дом – с первого камня, полноводная река – с малого источника, так Храм начинается с Креста». И Святое Евангелие гласит. что сначала был Крест Христов на Голгофе, а уж потом – Церковь Божия.
Священник возле креста перекрестился и раскрыл «Требник»: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь»,- впервые прозвучало на пустыре. И огласилось пространство дивными, неслышанными доселе благозвучиями православной молитвы.
День Победы! И люди трепетно крестились, благоговейно склоняя головы перед спасительным крестом. вспоминая хоругвь царя Константина Великого с надписью «Сим победиши!»
День Победы! И кто-то утирал слезу непрошенную, представив перед духовным взором не пустырь, а выжженную пустыню душ человеческих после десятилетий безбожжя; заброшенные, как пустырь, сердца, поросшие сорняками смертных грехов.
День Победы! И во Вселенной стоит еще один Крест как символ, как флаг духовной победы Христа, Любви и Добра. Блаженная радость – счастливая спутница добрых тружеников – охватила горстку верных, окрылила надеждой, объединила умы и сердца на долгие годы совместного подвига. А благословил установить крест на пустыре архиепископ Винницкий и Могилев-Подольский Макарий по просьбе настоятеля Преображенского собора протоиерея Николая Давидовского.
Крест, который установили,станет жизненным крестом отца Николая. И он пойдет со крестом, ведя за собою других. 90-е годы – годы разрухи и хаоса. И надо иметь много мужества, чтобы противопоставить идее всеобщего разрушения идею созидания. Надо стяжать веру непостыдну, чтобы в постатеистическом обществе, пребывающем во власти идолов и кумиров, магов и экстрасенсов. во весь голос провозгласить: «Здесь н у ж е н Храм!» Надо взрастить в себе зерно мудрости , чтоб не поддаться окружающему безумию, взлелеять в сердце любовь нелицемерную, чтобы не отвечать злом на зло: прощать обижающих, благословлять проклинающих, молиться за ненавидящих.
Старинная поговорка говорит, что сильный народ доверяет образование детей только мудрецам. С связи с этим стоит вспомнить Михаила, одного из первых наших митрополитов, который заботился об образовании на Руси и создал целую образовательную программу, которая не потеряла своего значения и в наше время: «Митрополит Михаил призываше к себе всех тех учителей грамотных, и наказываше их праве и благочиннее учити юныя дети, якоже словесем книжнаго разума, такожде и благонравию, и в правде, и в любви, и зачалу премудрости, страху Божию, чистоте и смиренномудрию; учити же их ни яростию, ни жестокостию, ни гневом, но радостовидным страхом и любовным обычаем и сладким поучением, и ласковым рассуждением сообразно коегождо силы, и с ослаблением, да не унывают»

«Само присутствие храма является проповедью. Наличие храма перед домом человека, перед его глазами – пробуждает, духовно настраивает, воспитывает. Если есть храм, человек начинает по-другому себя вести, стает лучшим. Храм – это место, где формируется личность. Поэтому храмов должно быть много».

В Кресто-Воздвиженском храме несут службу пять священников – настоятель храма – митрофорный протоиерей Николай Давидовский, протоиерей Вячеслав Буданевич, протоиерей Александр Загороднюк, протоиерей Богдан Малиновский (благочинный 1-го благочиния г. Винницы) и протоиерей Сергий Корженко.

Православная Церковь – это Церковь мученица, которая в течение семи десятилетий была гонима безбожной властью.
За этот период Церковь лишилась и своего золотого фонда – ответственной церковной общественности, лишилась всех своих учебных заведений, и после отделения школы от Церкви потеряла по закону право влиять на воспитание молодого поколения. Сегодня православие пытается подняться, и нет ничего удивительного в том, что создаётся православная общеобразовательная школа интернат – это норма. Нам нужно менять взгляд современного человека на Церковь. Ибо Православие это не только отдельные храмы, где можно поставить свечку или исполнить требы – это огромная общественная деятельность Церкви. Вот как о ней говорится в «Основах социальной концепции Православной Церкви». Областями соработничества Церкви и государства в нынешний исторический период являются:
• миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами;
• забота о сохранении нравственности в обществе;
• духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание;
• дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ;
• охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, включая заботу об охране памятников истории и культуры;
• диалог с органами государственной власти любых ветвей и уровней по вопросам, значимым для Церкви и общества, в том числе в связи с выработкой соответствующих законов, подзаконных актов, распоряжений и решений;
• попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений, их духовно-нравственное воспитание;
• труды по профилактике правонарушений, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы;
• наука, включая гуманитарные исследования; • здравоохранение;
• культура и творческая деятельность;
• работа церковных и светских средств массовой информации;
• деятельность по охранению окружающей среды;
• экономическая деятельность на пользу Церкви, государства и общества;
• поддержка института семьи, материнства и детства;
• противодействие деятельности псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности и общества.

Вот все те огромные перспективы которые сегодня стоят перед Церковью, так что школа – это малая толика того, что ещё должна сделать Церковь. Наша школа строится на внутренние средства, средства общины – пожертвования наших горожан, есть множество чудесных людей, которые помогают Церкви.

Какой будет наша школа.
Наша православная гимназия-интернат – это общеобразовательная школа 11–12 лет обучения, со всеми предметами, которые преподаются во всех обычных школах. Особое внимание будет уделено духовно нравственному и патриотическому воспитанию детей. Такое направление будет приоритетным, потому что воспитать человека – значит определить судьбу нации, государства. Уже сегодня при нашей Крестовоздвиженской общине создана Винницкая областная ассоциация православных педагогов во имя святых равноапостольных Мефодия и Кирилла. Специалисты занимаются разработкой программ, учебников, пособий по основам православной культуры.
Школа рассчитана на 200 – 250 человек, из них 100 – малообеспеченные дети и сироты. Мы стремимся обеспечить высокий бытовой уровень проживания: на два ребёнка спаленка, гостиная, умывальник, санузел и душевая. Считаем, что уже в быту закладывается будущий потенциал ребенка. При школе планируется работа детского садика.
По плану на I этаже мы обустроим церковь, в которой будет служиться литургия для детей и с участием детей. Кроме того на 0 этаже тренажерный зал, душевые, раздевалки, две столовые, кухня и хозяйственные помещения. 1 и 2 этажи – это классы школы, также на II и 3 этажах будет размещен большой актовый зал. III и 4 этажи– это библиотека и жилые помещения. На 4 этаже также большой зал изобразительных искусств с зимним садом.
Сегодня при нашем храме действует ежедневная воскресная школа для дошкольников, многоуровневая воскресная школа детей, прекрасный детский хор, молодежная организация и воскресная школа для взрослых.
Наши основные «капиталовложения» – это наши дети, они наше будущее и будущее нашего Отечества.
Настоятель Крестовоздвиженского храма протоиерей Николай Давидовский.

Из истории храма.
14 марта 1993г. состоялось приходское собрание на котором было принято решение о образовании общины. 29 марта 1993г. община была зарегистрирована Винницкой областной государственной администрацией.
9 мая 1993г. в центре крупнейшего микрорайона Вишенка г. Винницы православные верующие во главе со священниками поставили Крест. Именно это событие положило начало Кресто-Воздвиженскому храмовому комплексу.
После празднования Тысячелетия Крещения Руси наблюдался огромный духовный подъём среди людей. Владыка Макарий, тогда Митрополит Винницкий и Могилёв-Подольский, вспоминая о том времени, рассказывал, что 90-е годы явились началом бурного расцвета Церкви, и огромное количество измученных в духовной пустыне людей потянулось в храмы, а их после семидесятилетнего разорения осталось мало. Три уцелевших в Виннице церкви не вмещали всех жаждущих – нужны были новые, и это понимали многие. Понимал и отец Николай Давидовский, уже наметивший под строительство храма место в многолюдном районе на Вишенке. Однако все оказалось не так просто, потому что на тот же участок свои претензии неожиданно выразила и католическая община. Власти города, относительно того, кому отдать место под застройку, принимали противоречивые, половинчатые решения. Шла борьба за души людей. Молодой православный священник был настроен решительно, ведь он, отстаивая духовные интересы своего народа, понимал, что отступать некуда, что это наша земля, и мы – православные отсюда никуда не уйдём. Община обратилась к президенту Украины и к нунцию в Ватикан.
Вокруг отца Николая, который в то время был настоятелем кафедрального Преображенского собора, объединились верующие люди, с целью возведения нового храма, возникла община. После установления Креста начали постоянно служить молебны, панихиды, читать акафисты.
Название будущего храма определилось само-собой: раз был поставлен Крест, –значит произошло Воздвижение Креста. Знаменательно, что день регистрации общины пришелся на Крестопоклонную неделю Великого поста (29 марта 1993г.). Впоследствии многие важные этапы строительства храмового комплекса будут совпадать с праздниками, посвящёнными Честному и Животворящему Кресту Господнему: как не усмотреть здесь Промысел Божий?!
Из воспоминаний Владыки Макария: „Отец Николай сообщил, что верующие сами водрузили Крест Господний и молятся возле него и что уже были чудеса. Так, одна женщина долго не имела известий от сына и после молебна у Креста получила от него письмо. Другую женщину болезнь согнула, а после молебна она получила исцеление. Когда я узнал об этом, я сказал: „Если начались чудеса, то здесь будет храм”.
Крест простоял недолго – его подожгли, но он не сгорел, а люди стали дежурить день и ночь, охраняя его, как святыню. Господь укреплял верующих Своей Благодатью. Сейчас рядом с крестом красуется величественный храм с белоснежными каменными стенами и золоченым куполом. Уже построена часть здания православной общеобразовательной школы-интерната. По Божьей милости на нашей Подольской земле планируется открытие первой православной классической гимназии, которая восстановит прерванную традицию образования и духовного воспитания.

Крестный ход в Калиновку к чудотворному Кресту.
Издревле для духовной поддержки в трудные минуты жизни православные люди совершали крестные ходы. Отец Николай стал инициатором проведения Крестного хода в Калиновку. По благословению Владыки Макария священство и паства Винницкой епархии начали к нему готовиться. В 1993 году было холодное лето, многие сомневались, что люди согласятся идти пешком 25 км. В день крестного хода 9 июля с утра шёл дождь. Была одна надежда на милость Божью и на духовный подъём людей. Перед началом крестного хода в Преображенском соборе отслужили молебен, по его окончании дождь прекратился… Небольшие тучи закрывали небо, защищая людей от палящих лучей солнца до самой Калиновки.
В крестном ходе во главе с митрополитом Макарием шло более 200 священников и несколько десятков тысяч людей, среди которых были очевидцы страшной истории с простреленным Крестом, произошедшей в 1923 году.
К вечеру паломники прибыли на место, они заполнили всю площадь перед Крестом. Было немало новообращённых. Почти все исповедовались и причащались. Сами священники удивлялись искренности исповедей, которые им пришлось принимать под открытым небом, и духовным изменениям, происходившим в душах людей.
После крестного хода 14 августа на праздник Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня на месте будущего Кресто-Воздвиженского храма совершили первую литургию. Воодушевлённые люди стали готовиться к предстоящему первому храмовому празднику – Воздвижению Честнаго и Животворящего Креста Господня (27 сентября).istoriiya_11                                                                                                                                                                                                                           Однако местные власти запретили проведение праздника и начали настаивать на том, чтобы Крест       убрали.
В повторном письме к властям настоятель храма указал, что Крест демонтировать невозможно, потому что верующие собираются около него ежедневно, здесь происходят чудеса и исцеления. «Вы хотите войти в историю так же, как те, кто срезал Крест в Калиновке?» – спросил отец Николай у представителей власти, и те отступили, но разрешения на проведение литургии всё же не дали. Но настоятель, положившись на волю Божию решил служить литургию.
Накануне был построен небольшой деревянный каркас, обтянутый целлофановой плёнкой, он закрывал Святые Дары от дождя и ветра. Ливень не помешал собраться многим людям. Служба прошла под открытым небом. А потом вновь продолжались молебны, акафисты, ночные дежурства… Начали собирать подписи жителей окрестных домов в поддержку строительства храма. Откликнулись тысячи людей.
В то же время нашлись злоумышленники, которые периодически портили и поджигали плёнку. Очередной поджёг произошёл в день празднования иконы Казанской Божией Матери. Облачение аналоя с иконой сгорело полностью, но икона не пострадала, даже лак не был затронут.
Отдельные газетные издания занимались травлей священника и верующих, обвиняя их в нарушении законодательства. Так продолжалось до Крещения 1994 года.
Знаменательной была Святая Литургия 20 января – День Собора св. Иоанна Предтечи. Она служилась при двадцатиградусном морозе иеромонахом Иринеем, насельником, впоследствии благочинным Киево-Печерской Лавры (ныне епископом Нежинским и Прилуцким). Небольшой хор пел праздничные песнопения, группа верующих молитвенно поддерживала их. После этой службы наметился сдвиг: в соответствующих органах власти началось рассмотрение дела о строительстве Церкви.
Перед Пасхой 1994 года отец Николай вместе с прихожанами за один день возвели небольшую церквушку, вмещавшую около 50-и человек. Люди радовались – у них была своя церковь. Все с особым чувством ждали праздника. На обращение о. Николая к представителям власти о разрешении провести службу опять был получен отказ. И вновь о. Николай не отступил: „Если придут люди, а я, священник, откажусь от Пасхальной службы, как же я им в глаза буду смотреть? Я буду служить, если придут люди”.
Служба началась в присутствии милиционеров (около 50 человек). К ее началу пришло всего несколько верующих. Опасаясь за Святые Дары, священник поставил на самом выходе из Церкви стол. Во время богослужения, поворачиваясь к людям и произнося: „Мир всем”, о. Николай видел, что с каждым возгласом молящихся становилось всё больше. Когда же он вышел из церкви на Крестный ход, то взору открылось людское море. Матушка Мария вспоминает, что Господь дал такую благодатную ночь, какой еще никогда не бывало: ни одна свечечка не погасла, ни одна капля дождя не упала на тех, кто молился под открытым небом.
Такая устремленность людей к Богу породила у о. Николая желание создать здесь Православный Духовный Центр, в который бы вошли – храм, храм-баптистерий, часовня с колодцем, православная классическая гимназия-интернат, лечебный комплекс.istoriiya_2
Первая деревянная Кресто-Воздвиженская церковь простояла около 40 дней. В ночь на 25.05.1994 года, накануне дня рождения о. Николая, её сожгли.istoriiya_10
На пепелище отслужили молебен, на который собрались священники из Винницких храмов, множество людей. Обугленный Крест позже вложили в другой, специально созданный, который стоит сейчас возле Богоявленского храма. Происшествие вызвало большой резонанс в городе. На сессии горисполкома 26.05.1994 года наконец было рассмотрено ходатайство о выделении земельного участка под строительство церкви и дано разрешение на изготовление проектных обоснований..
Вторую деревянную церковь, больших размеров и более основательно, начали возводить сразу после пожара. С материалами помогла администрация завода «Кристалл». Архитекторы Ю.Плясовица, П.Костив и В.Ломачевский выполнили проект первого в Виннице Духовного православного комплекса. Были учтены идеи и пожелания о. Николая выдержать его в византийском стиле.
14 августа 1994 года Крестовоздвиженская община самостоятельно совершила второй Крестный ход к Калиновскому Кресту. Там отслужили Всенощное бдение и Божественную Литургию.
Вдохновленные прихожане с удвоенными силами начали строили храм, и на Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня (27.09.1994 г.) Владыка Макарий служил в нём первую архиерейскую службу. Ещё не было пола, только стены и крыша, но по молитвам Владыки всё устроилось так, что вскоре храм внутри обложили кирпичом, оштукатурили, побелили, украсили принесёнными из дома иконами.
Рождество Христово 1995г. праздновали в новом храме. Отец Николай рассказал прихожанам о своем желании заказать для иконостаса иконы, выполненные в каноническом стиле, те с радостью поддержали его. Так был написан красивейший иконостас.
27.04.1995 года на основании всех необходимых юридических решений и документов земля была передана Кресто-Воздвиженской общине. Но еще до этого события, 06.07.1994 года, чтобы поддержать о. Николая, Владыка Макарий, видя силу духа этого священника, его способность привлечь к вере людей и защитить интересы Православия, назначил его настоятелем Кресто-Воздвиженского храма.

Закладка Богоявленского храма
В дни празднования 200-летия Подольской епархии в 1995 году в Винницу были приглашены архиереи, священники из многих епархий Украины и Белоруссии. В День Святого Духа (17 июня), после праздничной службы в кафедральном Преображенском соборе, они вместе с верными Православной Церкви крестным ходом направились к Кресто-Воздвиженской церкви. Состояласьistoriiya_15 торжественная закладка Богоявленского храма.
В освящении принимали участие 8 епископов: Высокопреосвященнейший Макарий, митрополит Винницкий и Могилёв-Подольский; Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский; Высокопреосвященнейший Николай, архиепископ Ивано-Франковский и Коломыйский, Высокопреосвященнейший Максим, архиепископ Могилевский и Мстиславский, Преосвященнейший Гурий, епископ Житомирский и Новоград-Волынский; Высокопреосвященнейший Антоний, архиепископ Хмельницкий и Шепетовский; Преосвященнейший Иннокентий, епископ Тульчинский и Брацлавский; Преосвященнейший Анатолий, епископ Ровенский и Острожский, Высокопреосвященнейший Никанор, архиепископ Каменец-Подольский и Городокский. Собрание стольких архиереев – тоже одно из чудес, милость Божия и Божий Промысел.
18 июня 1995 года община Кресто-Воздвиженской церкви вновь совершила крестный ход к Калиновскому Чудотворному Кресту.
Шло время… Господь украшал Свой храм руками верующих. Так, из Почаева привезли икону Божией Матери Почаевскую и подарили её в благодарность за исцеление ребёнка. После паломнической поездки в Почаевскую Лавру один человек почувствовал потребность своими руками оформлять и украшать иконы. Так в Богоявленском храме появились Казанская, Почаевская, Почаевская-Киевская иконы Божией Матери, великомученика Пантелеимона Целителя, святителя Николая Чудотворца, преподобного Серафима Саровского.
При церкви открыли библиотеку. Наличие книг духовного содержания объединяло общину и привлекало много новых людей. Надо сказать, что в конце 1990-х гг. в Винницких церковных лавках было мало книг, икон и церковной утвари. Отец Николай вдвоём с матушкой Марией ездили в Киев, закупали литературу и привозили её. Они вспоминают – груз был настолько тяжелым, что даже семинаристы помогали им поднимать его на крутой подъём Киево-Печерской Лавры. Литература для церкви привозилась также из паломнических поездок.
Сформировалась воскресная школа для взрослых. Занятия в ней вёл молодой врач Владимир Тютенко, ставший впоследствии священником и настоятелем храма свт. Луки Крымского.
Возникла первая молодёжная организация, в которую вошли дети прихожан. Многие из них избрали для себя путь священников, диаконов, семинаристов.
Молодая община церкви вела многообразную работу, но главные силы были направлены на строительство Богоявленского храма. Строительные материалы собирались всем миром. Во время строительных работ священник часто обращался к прихожаним за помощью. На призывы о.Николая откликались многие люди, но наиболее потрясало участие в самых тяжёлых работах пожилых женщин лет, которым было по 60-80 лет. Они участвовали в разгрузке кирпича, в объеме не одной-двух, а потока машин. Носили бетон вёдрами, заливали фундамент. Однажды, когда сломался кран, женщинам пришлось вручную разгрузить две машины бетона.
После окончания работы они вошли в церковь и увидели, что икона Божией Матери на иконостасе замироточила. Миро сияло, тончайшее благоухание наполняло церковь. Так Пречистая Богородица утешила тружеников. Позже замироточили иконы Христа Спасителя, святителя Николая и Воздвижения Честнаго Креста Господнего на иконостасе.
На наших глазах часто происходят удивительные вещи, которые одни не замечают, считая стечением обстоятельств, а другие принимают как знак Божий и благодарят Его. Примером тому служит история, сохранившаяся в памяти многих прихожан: при заливке фундамета, появились две птички – трясогузки, они брали в клюв камешки величиной с лесной орех и переносили их с одного места фундамента на другое, как бы участвуя в общем деле. Все, кто был на строительстве, видели как птицы „помогали” строить Божий храм.
После установки фундамента 12 июня 1996 года было получено разрешение на возведение стен. Храм построили в рекордно короткие сроки – за четыре года.
На одной из проповедей о.Николай обратился к пастве с такими словами: «Я верующий человек, но я не думал, что мы построим за такое время такой храм. Я увидел в своей жизни настоящее чудо. Денег не было, но Господь всегда вовремя посылал помощь. Значит Богу угодно, чтобы храм был».
Действительно, только чудом Господним можно объяснить то, что всегда в нужную минуту поступали необходимые пожертвования, появлялась техника, материалы, помощь людей. В момент, когда почти все средства были использованы на внешние работы и купол, в храме неожиданно появился благодетель и передал нужную сумму на внутренние работы. Так „Господь созиждет дом Свой”.
Перед праздником Крещения Господня 1998 года храму подарили пять колоколов. В.М.Синицын, кандидат искусствоведения, доцент Винницкого государственного педагогического университета им. М.Коцюбинского написал музыкальное произведение для колоколов „Крестовоздвиженский звон”. Священники о. Николай и о. Агафангел Давидовские привлекали молодёжь учиться колокольному звону.
Наконец к зиме 1999 года возвели Богоявленский храм. Но ещё не знали, когда совершиться первое богослужение: останавливали холод, сырость, отсутствие отопления. Думали, что начнут служить на Пасху. Но о. Николай обратился к общине с просьбой сделать всё, что в силах каждого и даже больше того, но Рождество встретить в новом храме. Слова настоятеля были услышаны, и на Рождество Христово 2000 года праздничная литургия проходила уже в теплом в храме. Светлый праздник Рождества ознаменовался радостным событием – дети воскресной школы с помощью матушки Валентины Давидовской подготовили первый детский рождественский утренник.
По ходатайству настоятеля храма высокие церковные награды получили все те, кто внес особую лепту в строительство храма.
С декабря 2003г божественные службы в Кресто-Воздвиженском храме совершаются ежедневно.

     

Подписаться на обновления сайта