Кресто-Воздвиженский храм г. Винницы | Школа – сад Св. Николая

СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ГРАНЬ ГРЕХА

Автор: П.В. Добросельский. 

В книге представлены различные, иногда противоположные, точки зрения по данному, весьма актуальному и деликатному, вопросу. Анализируется основная причина имеющегося негативного отношения к естественному способу зачатия ребенка. Рассказывается о различных, в том числе искусственных, методах зарождения. Рассматриваются цели брака, их иерархия, а также связь супружеских отношений с нечистотой и грехом, в том числе, первородным. При этом отмечается, что, несмотря на негреховность сексуальных отношений по своей сути, существуют грани (границы), за которыми эти отношения становятся уже греховными.

Книга, автор – П.В. Добросельский

Допущено к печати Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви

Супружеские отношения и грань греха. — М.: Благовест, 2009

Религиозно-философская серия «Очерки православной антропологии», выпуск четвертый.

Книга «Супружеские отношения и грань греха» продолжает начатую автором религиозно – философскую серию «Очерки православной антропологии» и является ее четвертым выпуском. Каждый из выпусков данной серии посвящен определенной (отдельной) проблеме. В настоящей работе сделана попытка рассмотреть, с точки зрения библейской, святоотеческой и научной антропологии, отдельные аспекты брака, касающиеся супружеских отношений, точнее физической близости супругов.

В книге представлены различные, иногда противоположные, точки зрения по данному, весьма актуальному и деликатному, вопросу. Анализируется основная причина имеющегося негативного отношения к естественному способу зачатия ребенка. Рассказывается о различных, в том числе искусственных, методах зарождения. Рассматриваются цели брака, их иерархия, а также связь супружеских отношений с нечистотой и грехом, в том числе, первородным. При этом отмечается, что, несмотря на негреховность сексуальных отношений по своей сути, существуют грани (границы), за которыми эти отношения становятся уже греховными.

Некоторые темы, рассматриваемые в книге, являются дискуссионными. Данная работа адресована как широкому кругу читателей, так и специалистам в области богословия, психологии, философии, педагогики.

Скачать весь текст книги: файл word (zip 0.38 mb) >>

СОДЕРЖАНИЕ:

  • Об авторе
  • От издательства
  • Предисловие
  • Введение
  • А). О происхождение семьи
  • Б). О значении семьи
  • ГЛАВА 1. О ЦЕЛЯХ БРАКА
  • ГЛАВА 2. О СУПРУЖЕСКОЙ БЛИЗОСТИ
  • 2.1. Общие сведения
  • 2.2. Тематические цитаты
  • 2.2.1. О негреховности супружеской близости
  • 2.2.2. О негреховности только супружеской близости, имеющей целью деторождение
  • 2.2.3. О связи супружеской близости с грехом и пороком
  • 2.2.4. О браке вообще
  • ГЛАВА 3. ГРЕШНА ЛИ СУПРУЖЕСКАЯ БЛИЗОСТЬ
  • 3.1. О естественном зачатии и чувстве сексуального влечения и удовлетворения
  • 3.2. Отдельные аспекты супружеской близости
  • 3.2.1. Грань греха
  • 3.2.2. Супружеская близость и ветхозаветная антропология
  • 3.2.3. О супружеской близости без цели зачатия
  • 3.2.4. О способах избежания рождения детей
  • ГЛАВА 4. ИСТОКИ НЕГАТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЕСТЕСТВЕННОМУ СПОСОБУ ЗАЧАТИЯ
  • ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ГЛАВА (ВОПРОСЫ – ОТВЕТЫ)
  • 1. Каковы основные цели брака
  • 2. Передаются ли клонам, зарождаемым вне похоти и семени, последствия первородного греха
  • 3. Является ли естественное зачатие порочным и греховны ли чувства сексуального влечения и удовлетворения
  • 4. Грешна ли супружеская близость без цели зачатия
  • ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ГРЕХ И ЗЛО
  • 1.1. О понятии грех
  • 1.1.1. О различных точках зрения на формирование понятия «грех»
  • а). Первая точка зрения
  • б). Вторая точка зрения
  • в). Третья точка зрения
  • г). Четвертая точка зрения
  • 1.2. О механизме (процессе) возникновения греха в человеке
  • 1.3. О понятии «зло»
  • ПРИЛОЖЕНИЕ 2. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДУХОВНЫХ И ТЕЛЕСНЫХ КАЧЕСТВ
  • ПРИЛОЖЕНИЕ 3. О КЛОНИРОВАНИИ
  • ПРИЛОЖЕНИЕ 4. К ВОПРОСУ О БЕЗГРЕШНОСТИ ИИСУСА ХРИСТА
  • СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • О ЧЕЛОВЕКЕ ИЛИ ГИМН ВЕНЦУ БОЖИЕГО ТВОРЕНИЯ
  • РЕЛИГИОЗНО – ФИЛОСОФСКАЯ СЕРИЯ «ОЧЕРКИ ПРАВОСЛАВНОЙ АНТРОПОЛОГИИ»
  • О СВЯТООТЕЧЕСКОМ БОГОСЛОВИИ
  • СВЕДЕНИЯ О РАНЕЕ ИЗДАННЫХ ВЫПУСКАХ
  • ВНИМАНИЮ ЧИТАТЕЛЯ. СВЕДЕНИЯ О ГОТОВЯЩИХСЯ К ИЗДАНИЮ ВЫПУСКАХ РЕЛИГИОЗНО – ФИЛОСОФСКОЙ СЕРИИ «ОЧЕРКИ ПРАВОСЛАВНОЙ АНТРОПОЛОГИИ»

Об авторе

Петр Владимирович Добросельский — православный, прихожанин Никольского храма в селе Ромашково Одинцовского района Московской Епархии.
Родился в 1948 году в г. Москве. Окончил МАИ и аспирантуру при МАДИ, кандидат технических наук, автор более ста печатных работ по научно-техническим направлениям, в том числе более пятидесяти изобретений.

Автор книг серии «Очерки православной антропологии»: «О первородном грехе и искусственном зарождении. — Киев: Оранта, 2007. — 228 с.»; «О происхождении человека, первородном грехе и искусственном зарождении. — М.: Благовест, 2008. — 496 с.»; «Общие аспекты психики, или введение в православную психологию. — М.: Благовест, 2008. — 352 с.».

От издательства

Книга «Супружеские отношения и грань греха» является четвертым выпуском предложенной автором религиозно – философской серии «Очерки православной антропологии» . Актуальность и важность данной серии, посвященной антропологической тематике, не вызывает сомнений. Святой Исаак Сирин говорит: «Кто познал себя, тому дается ведение всего; потому что познать себя есть полнота ведения обо всем» (цит. по 1: 6, 7). Свт. Феофан Затворник пишет: «Уж как же иначе человеку и жить, как не так, как он устроен. Установив здравые понятия о том, как устроен человек, получим вернейшее указание на то, как ему следует жить» (2: 19).

В наше время, в связи с пробуждением и ростом духовности в России, учение о человеке приобретает особую актуальность. Это обусловлено рядом факторов: восстановлением разрушенных и строительством новых православных храмов и монастырей — источников духовности; ростом количества священнослужителей — носителей духовности; открытием православных школ; резким увеличением числа прихожан в православных храмах, по сравнению с предыдущим и довольно длительным богоборческим периодом; стремлением многих людей получить религиозное представление о человеке, в том числе о его: происхождении; составе; природе; душе, включая ее бессмертие и спасение; психике; греховности и праведности в мыслях, словах и делах (поступках, действиях).

В данной серии автор делает попытку последовательного рассмотрения и осмысливания важнейших антропологических вопросов. По некоторым из них на сегодня не имеется единого мнения. Такое положение обусловлено тем, что в Библии эти вопросы представлены лишь в общем виде, что делает их понимание, с учетом ограниченности человеческого ума, неоднозначным.

Автор проводит систематизированный обзор и углубленный анализ различных взглядов, касающихся разбираемых вопросов, выявляет их особенности, достоинства и недостатки, и на этой базе формирует, обосновывает и высказывает свое мнение. В ряде случаев в данной серии вводятся и новые термины (понятия), например: искусственное зарождение, духовный вектор, духовный капкан, духовное существо, духовные гены, духовная инерция, духовный инстинкт, духовный магнит, стратегическое сокровище, целевое блаженство и др.

Каждый из выпусков, предлагаемой автором серии, представляет собой самостоятельную книгу, посвященную отдельным (определенным) антропологическим вопросам. Вместе с этим, все книги данной серии связаны между собой единой тематикой — учением о человеке. Отсюда и название серии: «Очерки православной антропологии».

В предыдущих выпусках, в частности, рассмотрены различные аспекты таких важных тем как: творение мира; происхождение человека, включая образование его души; образ и подобие Божии в человеке; первородный грех и его последствия; грех и зло; причина и пути передачи последствий грехопадения Адама и Евы их потомкам; брак и супружеские отношения; наследственность и судьба человека; определение понятия «психика»; происхождение психики и ее структура; особенности психических способностей (сердца, ума и воли) души и человека в целом.

Книги серии «Очерки православной антропологии» будут интересны и полезны для широкого круга читателей, интересующихся вопросами учения о человеке. Мы надеемся, что чтение этих книг будет способствовать размышлениям читателя о бессмертии души, ее судьбе после физической смерти человека и далее — о вопросах ее спасения и о Православии, как верном и надежном пути к спасению бессмертной души и вечному блаженству человека в соединении с Богом. Книги данной серии также адресованы и специалистам в области богословия, философии, психологии, педагогики.

***
Настоящая работа посвящена рассмотрению актуального вопроса, касающегося одного из аспектов брака, а именно супружеских (точнее, физических или сексуальных) отношений. Несмотря на то, что некоторые вопросы этой тематики были рассмотрены в предыдущих выпусках серии «Очерки православной антропологии», актуальность самой темы для широкого круга людей послужила причиной ее изложения в отдельной книге. При этом данная книга существенно дополнена (по сравнению с предыдущими выпусками) различными материалами, имеющими непосредственное отношение к рассматриваемой проблеме. Автор приводит различные взгляды на данную проблему и ее аспекты, а также анализирует причину негативного отношения (высказываемого рядом авторов) к естественному способу зачатия.

Мы надеемся, что представляемая книга будет интересна для самой широкой аудитории, включающей и воцерковленного читателя, и только начинающих свой путь в духовном развитии, и специалистов в области богословия, философии, психологии, педагогики.

Свои отзывы и пожелания по данной работе (ее содержанию и оформлению), а также другим выпускам религиозно-философской серии «Очерки православной антропологии», просим присылать по электронному адресу редакции «Благовест»: info@blagovest-moskva.ru. Полученная от читателей информация будет использована при издании (переиздании) книг этой серии.

Предисловие

Вопросы брака и семьи издавна занимали умы богословов, философов, психологов, педагогов и юристов, что говорит о важности этой проблемы. Действительно, семьи являются не только «ячейками общества», из которых, в основном, и состоит само гражданское общество, но являются и «малой Церковью». По словам Платона: «…Во всяком благоустроенном государстве первыми законами были законы о брачной жизни, вызванные стремлением навести порядок и устойчивость в столь важное установление, на котором покоится самая возможность государства» (цит. по 6: 11). Святой апостол Павел сравнивает отношения между мужем и женой с отношениями Христа со Своей Церковью (Еф. 5: 22). Свт. Иоанн Златоуст говорит, что «неустройство семьи расстраивает всю вселенную» (цит. по 6. См. «Введение», с. I). Понятия семьи и брака являются сложными и многогранными и включают в себя религиозные, нравственные, философские, социальные и правовые аспекты. Многие из этих аспектов изложены в библейской и святоотеческой антропологии. «В творениях святых отцов можно найти ответы на многие вопросы, касающиеся брака и семейной жизни. “Добродетель не чуждается супружеской любви… Плодом нежной супружеской любви были и тайнозрители Христовых страданий — пророки, патриархи, иереи, победоносные цари, украшенные всякими добродетелями, потому что добрые не на огороде выросли, а все они — порождение и слава супружества”, — говорит свт. Григорий Богослов» (4: 212).

Вместе с этим, по отдельным вопросам семьи и брака имеются различные, вплоть до противоположных, мнения. Особенно это касается супружеских отношений в области деторождения. Иначе говоря, физических (сексуальных) отношений между супругами и связи этих отношений с нечистотой и грехом. Так блаженный Августин называет чувство сексуального влечения «недугом телесного вожделения, болезненной страстью» (21). Свт. Григорий Нисский говорит о естественном зачатии детей как о «скотском и бессловесном способе взаимного преемства» (22: 58, 59. Гл. ХVII). Свт. Игнатий Брянчанинов считает сексуальное влечение и удовлетворение «наслаждением плотским, скотоподобным» (24: 138).

С другой стороны: в Библии воспевается чувство искреннего физического любовного влечения (Прит. 5: 18-20; Песн. 1: 1; 4: 7, 10; 7: 2-11); апостол Павел пишет: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время…» (1 Кор. 7: 5); свт. Иоанн Златоуст так толкует слова апостола Павла: «апостол Павел говорит: каждый пусть пользуется своею женою (ср.: 1 Кор. 7: 2). И он не стыдится, но входит и садится на ложе днем и ночью, обнимает мужа и жену и соединяет их друг с другом, и громко взывает: не лишайте себе друг друга, точию по согласию (1 Кор. 7: 5) ».

В настоящей работе не рассматриваются вопросы брака и семьи во всем их многообразии. Здесь лишь сделана попытка осмысления одного из них, а именно — супружеских отношений. Более конкретно, задачей работы является рассмотрение данного, весьма актуального вопроса, с точки зрения библейской, святоотеческой и научной антропологии. Иначе говоря, попытка систематизации и анализа некоторых тематических высказываний, а также определение истоков (причины) негативного отношения ряда авторов к различным аспектам супружеской близости и естественного способа зачатия ребенка.

Поскольку вопросы, касающиеся супружеских отношений, тесно связаны с другими антропологическими вопросами, рассматриваемыми в предыдущих выпусках (книгах) серии «Очерки православной антропологии», то, для удобства чтения, в настоящей работе, вместо соответствующих ссылок на указанные книги, приведены необходимые материалы из них.

Большое количество сносок (примечаний), используемых как в основном тексте брошюры, так и в ее приложениях, хотя и создает некоторое неудобство при чтении, оправдано, по нашему мнению, тем, что способствует более полному раскрытию определенных аспектов данной тематики.

Цитаты из Священного Писания приведены на русском языке в соответствии с Синодальным изданием Библии, за исключением нескольких цитат, которые приведены в оригинальном изложении для лучшей передачи их смысла.

Так как настоящая книга адресована широкому кругу читателей, пытающихся разобраться, где проходят те грани (границы), с которых и начинается собственно греховность супружеских отношений и грешны ли, по своей сущности, эти отношения вообще, то автор стремился сделать ее содержание, с одной стороны, популярным, а с другой — сохранить при этом систематичность и строгость изложения. Насколько это удалось — судить читателю.

Необходимо отметить, что данная тема относится к дискуссионным и нуждается в дальнейшей проработке. Автор будет благодарен за высказанные замечания, рекомендации и пожелания по улучшению содержания и оформления книги.

Свои пожелания можно присылать по электронному адресу автора: Bogoclovie06@yandex.ru. Полученная от читателей информация будет использована при подготовке других книг религиозно-философской серии «Очерки православной антропологии».

Скачать книгу

Петр Добросельский

Просмотреть книгу: